Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель является экспертиза дорожных происшествий, которую в различных случаях граждане часто по разному именуют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Интересно то, что ни одно из указанных наименований дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и верным наименованием, но про это позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор факторов.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое наименование более семи лет тому назад, основная масса юристов, адвокатов, судей, следователей также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс экспертиз, не определяя точного вида экспертизы.

Из-за столь общего и абстрактного обозначения данного исследования, в нашей практике зачастую складываются ситуации, когда в офис экспертной организации, где имеются «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, для исполнения которых необходимы знания эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожной разметки, дорожных знаков).

Возникает неприглядная ситуация, в результате которой материалы возвращаются в судебные или следственные инстанции без должного исполнения, в результате чего сроки расследования дела не выдерживаются по причине неграмотности участников следственного процесса.

Задачи и цели судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте ДТП: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин;

• состояние дороги в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем дорожной ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение транспорта и других объектов на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспорта и иных участников по поверхности автодороги;

Установление обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: неверное расположение дорожных знаков, неверная разметка дорожного покрытия, неблагоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков и иные отрицательные условия обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту требуется предоставить имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, которые относятся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо изучение комплекса информации о ДТП.